Развитие познавательного интереса посредством детского экспериментирования |
|
Номер: | #1679 |
Добавлен: | 05.06.2020 |
Тип работы: | Дипломная работа |
Стоимость: | 1 200.0 RUB |
Категория: | Педагогика |
Просмотры: | 505 |
Описание: |
Введение 6 1 Теоретические основы изучения развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством использования детского экспериментирования 11 1.1 Понятие и этапы развития познавательного интереса у старших дошкольников 11 1.2 Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников 18 1.3 Психолого-педагогические условия организации детского экспериментирования 24 2 Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством использования детского экспериментирования 30 2.1 Изучение развития познавательного интереса у старших дошкольников на практике 30 2.2 Программа развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством использования детского экспериментирования 39 2.3 Описание результатов экспериментального исследования 46 Заключение 54 Список использованных источников 57 Приложение А 62 Актуальность исследования заключается в том, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. В центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Нужно так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на образование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Нужно отметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательное развитие представляет собой сложный комплексный феномен, который включает развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, которая направлена на обнаружение нового. Часто дошкольники не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой опыт для определения непонятного, а иногда и сделать «эксперимент». Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в желании разузнать, подойти, потрогать. Кроме того, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС), в основном положении пункт 1.2. одним из основных принципов реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программы) в перечне форм указана форма познавательной деятельности как одна из основных, обязательных. Также в пункте 1.4. одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, в пункте 2.6. указано: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира». Как мы видим, в ФГОС познавательной сфере уделено много внимания, а значит, формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством использования детского экспериментирования актуально, значимо и приоритетно [31]. Отметим, что итогом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дошкольники в этом возрасте могут систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое, явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. – вызывают у старших дошкольников особый интерес. Дошкольники начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Поэтому взрослому нужно в процессе обучения создавать дошкольникам условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (дошкольника) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в разных ситуациях и образует знание. Кроме того, на данный момент в системе дошкольного образования пользуется особой популярностью еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Дело в том, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из основных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривают как главный вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Важно, что поисковая активность, которая выражена в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Цель взрослых заключается в том, чтобы организовать условия для реализации этой активности. При образовании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. Нужно отметить, что особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Современная жизнь требует от будущего ученика ориентации в постоянно меняющемся окружающем мире. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчёркнул, что на современном этапе надо давать детям «ключ» к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [29]. Выделим главные составляющие нашего исследования. Объектом исследования является развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования детского экспериментирования. Цель исследования заключается в том, чтобы разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий для детского экспериментирования, которые направлены на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. |

Ответы на часто задаваемые вопросы
Вы можете задать имеющиеся у Вас вопросы в разделе комментариев, который располагается на данной странице под описанием к работе. Возможность комментирования доступна только для зарегистрированных Пользователей.
Гарантии по качеству работ из Магазина действуют в части соответствия работы описанию, приводимому Автором на странице работы. В случае несоответствия предоставленного Автором описания работе, мы вернём Вам деньги. Гарантийный срок составляет 14 дней. В течении этого времени Вы можете убедиться в соответствии работы приводимому к ней описанию.
Файлы с работой придут Вам в письме на адрес Вашей электронной почты сразу после оплаты. Также возможность скачивания документов будет доступна на странице оплаченной работы.
Возможность оплаты доступна только зарегистрированным пользователям. Для осуществления оплаты необходимо выставить счёт, выбрав подходящий для Вас способ оплаты.
Если данная работа немного отличается от той которая нужна Вам, Вы можете поискать более подходящую в Магазине готовых работ, либо заказать у Авторов написание работы на заказ.